Парад ретротроллейбусов

В прошедшую субботу, 15 ноября, в Москве состоялся парад ретротехники Мосгортранса, посвященный 81-ой годовщине со дня открытия первой столичной троллейбусной линии.

 

Колонна проследовала от остановки «Белорусский вокзал» по Тверской улице через Театральную площадь, далее по Кремлевской набережной, улице Новый Арбат и Кутузовскому проспекту. Завершился пробег в Филевском автобусно-троллейбусном парке.

Торжественно проводив технику от старта, я поехал к Филевскому депо, чтобы без суеты и толп людей сделать репортаж. Все фото сделаны уже около депо.

 

 

Самый старый экспонат — троллейбус МТБ-82Д выпущенный в 1954 году.
Названием машины является аббревиатура от «московский троллейбус», индекс соответствует номеру первого завода-изготовителя. Прилагательное московский в названии было следствием двух причин: секретности местоположения завода №82 и расположения Тушино поблизости от Москвы; буквосочетание ТБ являлось в то время традиционным обозначением троллейбуса.

 

Троллейбус МТБ-82 не раз попадал в кадры художественных и документальных фильмов, снятых в 1950-х годах, и стал одним из видимых символов той эпохи. Поскольку практически все МТБ-82 окрашивались в синий цвет, у советских горожан того времени в разговорной речи даже появилось устойчивое выражение «синий троллейбус». В этом качестве он не раз попадал в поэтическое творчество тех лет, например, «Песенку о полночном троллейбусе» Булата Окуджавы:

Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний, в случайный.

 

 

 

 

 

Минский экземпляр МТБ-82 можно увидеть в фильме «Стиляги». Этот троллейбус окрашен в торжественный бело-красный цвет, в то время как все минские МТБ имели, как и троллейбусы других советских городов, желто-синюю окраску.

 

Троллейбус СВАРЗ ТБЭС-ВСХВ выпуска 1957 года.
Аббревиатура ТБЭС-ВСХВ расшифровывается ТроллейБус ЭкСкурсионный Всесоюзной СельскоХозяйственной Выставки.

 

 

По сравнению с основным к началу того времени троллейбусом МТБ-82, троллейбусы (особенно ТБЭС) отличались эффектным и современным дизайном и более комфортабельными и светлыми салонами благодаря большому оконному остеклению и окнам из гнутых стекол в скатах крыши, за что в народе получили прозвища «стекляшки». При этом на модели ТБЭС боковые окна еще и поднимались под крышу как шторки. Однако эти особенности одновременно обусловили основные недостатки данных троллейбусов — непрочная конструкция, протекание крыши и другое.

 

 

Троллейбус СВАРЗ-МТБЭС выпущенный в 1963 году. МТБЭС — Модернизированный ТроллейБус ЭкСкурсионный, хотя он уже не являлся экскурсионным, а работал на обычных городских маршрутах.

В фильме «Берегись автомобиля» невеста Юрия Деточкина, Люба, водит троллейбус СВАРЗ этой модели.

 

 

Кресла пришлись очень по душе посетителям)

 

 

 

Похож на трамвай, кстати

 

 

 

Троллейбус ЗиУ-5 родом из 1961 года. В пробеге участвовали сразу два экспоната.
Названием машины является аббревиатура полного названия завода-производителя, которая также служила и его торговой маркой до переименования предприятия — завод имени Урицкого в г. Энгельсе Саратовской области (в настоящее время АО «Тролза»).

В финальной сцене фильма «Берегись автомобиля» (Деточкин возвращается после отсидки) его невеста водит уже не СВАРЗ-МТБЭС, как во всем фильме, а ЗиУ-5.

 

 

 

 

 

 

ЗиУ-5 обладал очень высокой приемистостью (величиной, обратно пропорциональной времени набора заданной скорости с места). По этому параметру он даже превосходил все отечественные легковые автомобили того времени. И несмотря на заявленную максимальную скорость в 68 км/ч, некоторые водители умели разгонять пустой ЗиУ-5 до 100 км/ч.

 

 

 

 

Единственный троллейбус, который мне удалось застать еще при жизни на линии — это ЗиУ-9. Они до сих пор бороздят улицы как Москвы, так и Перми и других городов. На фото троллейбус 1980 года выпуска.

На фото, кстати, видно как водитель закрывает переднюю дверь снаружи.

 

Текст написан по материалам Википедии.



Похожие материалы:



Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top